Pbv-501 в армии Швеции.

  В 1993-1994 Швецией проводятся испытания пяти закупленных у Германии БМП-1, четыре их них прогнали через полигоны, а пятую расстреляли для проверки брони. Результатами остались довольны. И уже в июне 1994 года правительство приняло решение приобрести у Германии 433 БМП-1, 350 из них в строевые части, а оставшиеся 83 на запасные части.

  Машины были в плохом состоянии, потому что хранились под открытым небом. Победителем в тендере на ремонт, модернизацию и привидение машин к шведским стандартам стала чешская фирма "VOP-026" находящаяся в г. Штернберк. В итоге цена за обновленный БМП-1 получилась около полумиллиона шведских крон.

  Купленные Швецией машины были трёх модификаций БМП-1(Sp2), БМП-1П и БМП-1A1, т.е. машины чешской и советской сборки, а также машины модернизированные в ГДР. В течение 1995 года и в начале 1996 года три отремонтированных БМП разны модификаций (называемые M1-M3) были испытаны до начала серийной модернизации. [1]

  Фото из сборочного цеха VOP-026:



  Модернизированная машина получила название Pbv-501, командирский вариант получил название Stripbv-5011A, единственное отличие было в дополнительной радиостанции.

  Основные различия между Pbv-501 и BMP-1 заключаются в следующем:
 - Снятие направляющей 9K11 Малютка над 73-мм пушкой 2A28 и связанной с ней коробкой управления внутри башни
 - Схемы контроля оружия включают устройства, запрещающие использование оружия при открытых люках
 - Удаление асбестовых элементов в определенных частях машины и их замена безвредным материалом, сохраняя при этом первоначальные функции. Это включает в себя тормозные накладки, основные накладки сцепления, а также уплотнения и изоляцию
 - Установка новой системы обнаружения и тушения пожара, которая не содержит фреона и может работать вручную или автоматически
 - Внешнее освещение, включая индикаторы, теперь соответствует стандартам НАТО
 - Розетки для внешнего запуска, профилактической зарядки батарей и подключения устройств унифицированы в соответствии с нормами НАТО
 - Система камуфляжа соответствует нормам НАТО
 - Аккумуляторные батареи хранятся в герметичной коробке, вентилируемой за пределами пространства автомобиля.
 - Приборы наблюдения снабжены защитными кожухами
 - Новые лестницы, ручки и нескользкие покрытия установлены для обеспечения безопасного движения экипажа на корпусе
 - Держатели для шведского оружия, включая автоматы, пулеметы и боеприпасы
 - Установка автономного обогревателя
 - Улучшенный выпускной патрубок
 - Дополнительная радиостанция.

  На фото испытание Pbv-501:



  С 1996-го и до конца 2001 года все машины были поставлены в Швецию и приняты на вооружение. Первоначально предполагалось что ими укомплектуют бригады на севере Швеции, но когда оказалось, что проходимость на снегу была значительно хуже, чем ожидалось, то их заменили на Pbv-401 (МТ-ЛБ). И в итоге укомплектовали ими (Pbv-501) три пехотные бригады на юге Швеции (2-ю, 4-ю и 12-ю).



  Поставленные в комплекте с БМП боеприпасы (кумулятивные гранаты ПГ-9) никогда не были разрешены для стрельбы в Швеции в мирных условиях, но, вероятно, этот запрет был бы снят в случае военной ситуации.

  В 2000-м в шведской армии начались сокращения и все Pbv-501, большинство из них на использовалось вообще, были отправлены на базу хранения в Хаммар.

  Pbv-501 на базе хранения в Хаммаре:


  Кстати, на фотографии выше отлично видно главное визуальное отличие Pbv-501 от других модернизаций БМП-1 - продолговатый короб слева от башни, к сожалению не знаю что это.


  В декабре 2008 года чешская компания VOP-026 (сейчас VOP CZ), которая проводила ранее их модернизацию, выкупила все 350 отремонтированных БМП, а также оборудование и запасные части за 30 миллионов шведских крон [1].


1. www.ointres.se.


Опубликовано: 31 декабря 2018 г.