Pbv-501 в армии Швеции.
Для проекта «Швеция II» (модернизация на ремонтном заводе в Нойбранденбурге БМП-1 для ВС Швеции) было выделено 431 БМП-1 (81 БМП-1A1-Ost, 290 БМП-1 варианта Сп.2 и 60 BMP-1П).
В 1993-1994 Швецией проводятся испытания пяти закупленных у Германии БМП-1, четыре их них прогнали через полигоны, а пятую расстреляли для проверки брони. Результатами остались довольны. И уже в июне 1994 года правительство приняло решение приобрести у Германии 433 БМП-1, 350 из них в строевые части, а оставшиеся 83 на запасные части.
До 1996 года еще 11 модернизированных БМП-1 из Нойбранденбурга доставлены в Швецию, там они также были испытаны, но крупный заказ от Шведского управления по закупкам 22 апреля 1997 года был направлен на общеевропейский тендер.
Победителем в тендере на ремонт, модернизацию и привидение машин к шведским стандартам стала чешская фирма "VOP-026" находящаяся в г. Штернберк. Машины были в плохом состоянии, потому что хранились под открытым небом. В итоге цена за обновленный БМП-1 получилась около полумиллиона шведских крон.
Фото из сборочного цеха VOP-026:
Модернизированная машина получила название Pbv-501, командирский вариант получил название Stripbv-5011A, единственное отличие было в дополнительной радиостанции.
Основные различия между Pbv-501 и BMP-1 заключаются в следующем:
- Снятие направляющей 9K11 Малютка над 73-мм пушкой 2A28 и связанной с ней коробкой управления внутри башни
- Схемы контроля оружия включают устройства, запрещающие использование оружия при открытых люках
- Удаление асбестовых элементов в определенных частях машины и их замена безвредным материалом, сохраняя при этом первоначальные функции. Это включает в себя тормозные накладки, основные накладки сцепления, а также уплотнения и изоляцию
- Установка новой системы обнаружения и тушения пожара, которая не содержит фреона и может работать вручную или автоматически
- Внешнее освещение, включая индикаторы, теперь соответствует стандартам НАТО
- Розетки для внешнего запуска, профилактической зарядки батарей и подключения устройств унифицированы в соответствии с нормами НАТО
- Система камуфляжа соответствует нормам НАТО
- Аккумуляторные батареи хранятся в герметичной коробке, вентилируемой за пределами пространства автомобиля.
- Приборы наблюдения снабжены защитными кожухами
- Новые лестницы, ручки и нескользкие покрытия установлены для обеспечения безопасного движения экипажа на корпусе
- Держатели для шведского оружия, включая автоматы, пулеметы и боеприпасы
- Установка автономного обогревателя
- Улучшенный выпускной патрубок
- Дополнительная радиостанция.
На фото испытание Pbv-501:
С 1996-го и до конца 2001 года все машины были поставлены в Швецию и приняты на вооружение. Первоначально предполагалось что ими укомплектуют бригады на севере Швеции, но когда оказалось, что проходимость на снегу была значительно хуже, чем ожидалось, то их заменили на Pbv-401 (МТ-ЛБ). И в итоге укомплектовали ими (Pbv-501) три пехотные бригады на юге Швеции (2-ю, 4-ю и 12-ю).
Поставленные в комплекте с БМП боеприпасы (кумулятивные гранаты ПГ-9) никогда не были разрешены для стрельбы в Швеции в мирных условиях, но, вероятно, этот запрет был бы снят в случае военной ситуации.
В 2000-м в шведской армии начались сокращения и все Pbv-501, большинство из них на использовалось вообще, были отправлены на базу хранения в Хаммар.
Pbv-501 на базе хранения в Хаммаре:
Кстати, на фотографии выше отлично видно главное визуальное отличие Pbv-501 от других модернизаций БМП-1 - продолговатый короб слева от башни (защитный колпак над вентиляционными входом-выходом).
В декабре 2008 года чешская компания VOP-026 (сейчас VOP CZ), которая проводила ранее их модернизацию, выкупила все 350 отремонтированных БМП, а также оборудование и запасные части за 30 миллионов шведских крон [1] [2].
Источники:
1. Broschüre: Fahrzeugprofile Nr. 13. Der Schützenpanzer BMP, (Wilfried Kopenhagen (vor 2002).
2. www.ointres.se.
Опубликовано: 31 декабря 2018 г.